Краткая биография Архипа Куинджи и его история успеха

История успеха Архипа Куинджи: непревзойденного мастера пейзажа

Стал основоположником нового пейзажного направления в русской живописи. Знаменитые картины: «Лунная ночь на Днепре», «На острове Валааме», «Березовая роща». Основал Общество поддержки художников.

Архип Куинджи
  • ФИО: Куинджи Архип Иванович.
  • Годы жизни: 27.01.1842 г. – 24.07.1910 г.
  • Род занятий: художник-пейзажист.
  • Достижения: основоположник нового пейзажного направления в русской живописи. Картины кисти Куинджи выставлены в лучших музеях России и стран СНГ.

Ключевые достижения

Архип Куинджи при жизни получил признание коллег, критиков, а главное, публики. Выставки его картин собирали массу почитателей, очарованных силой его магических пейзажей. Полотна кисти этого художника покупали известные коллекционеры, а Великий князь Константин Романов, став обладателем одной из картин, не в силах был расстаться с ней и повсюду возил с собой. Однако биография Архипа Куинджи не столь однозначна. Будучи самоучкой, он долгое время не признавался Академией художеств и подвергался критике со стороны коллег. Всё это не помешало в полной мере раскрыться его незаурядному таланту пейзажиста.

Краткая биография

Рис. 1. Портрет Архипа Куинджи
Рис. 1. Портрет Архипа Куинджи

Детство художника было полно трудов и лишений. Он родился в 1842 году в небогатом поселении Карасёвка под Мариуполем в семье сапожника, выходца из Греции. Семья едва сводила концы с концами. В 3 года мальчик остался сиротой: вначале умер отец, а затем и мать. Архип воспитывался в семье родных дяди и тети, которые постарались дать ему хотя бы минимальное образование.

Несмотря на усилия опекунов, учился мальчик плохо. Зато с самых юных лет демонстрировал тягу и талант к рисованию: творил на стенах, уличных заборах, обрывках бумаги и всем, что попадалось под руку в момент досуга. Трудиться приходилось много и с раннего детства — только так можно было добыть себе пропитание. Вначале мальчик за грош пас соседских гусей. Когда подрос, стал наниматься на более прибыльные промыслы: строительство или хлеботорговля.

Один из его начальников, заметив увлечение юного подопечного рисованием, посоветовал ему отправиться в Феодосию на обучение к знаменитому пейзажисту Айвазовскому. Архип не преминул воспользоваться советом.

Приморский город очаровал его. Но обучением у признанного художника мальчик был разочарован. В свои 13 лет он уже жаждал создавать картины, а был допущен лишь к смешиванию красок и другой рутинной работе. Однако сама возможность хоть и недолгое время находиться среди произведений Ивана Константиновича Айвазовского и наблюдать за процессом работы позже нашла отражение в творчестве самого Куинджи.

В Феодосии он пробыл недолго, вскоре вернувшись в Мариуполь. Он начал зарабатывать на жизнь ретушированием фотокарточек в салонах известных фотографов вначале в родном городе, затем в Одессе. Несмотря на каждодневный труд, молодой человек всегда находил 3-4 часа в день, которые мог посвятить созданию собственных картин. Ему не хватало профессиональных знаний и наставничества для того, чтобы воплощать свои замыслы на холсте. Тогда Куинджи твердо решил поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств.

Императорская академия

Рис. 2. Художественная академия Санкт-Петербурга
Рис. 2. Художественная академия Санкт-Петербурга

Замысел обучения в престижнейшем учебном заведении удалось осуществить не сразу. Лишь с третьей попытки малообразованный самоучка был удостоен звания свободного художника и допущен к сдаче экзаменов. Академия не только открыла для Куинджи дорогу к знаниям, но и новые полезные знакомства.

Художник знакомится с признанными мастерами Ильей Репиным, Иваном Крамским, которые увлекают его идеями передвижничества. Это популярное в последней трети XIX века движение в искусстве, прежде всего изобразительном, оказало заметное влияние на творчество художника. Своими картинами периода 1870-1875 годов он доказал, что угнетенное положение российского крестьянства можно передать в том числе и в пейзажной живописи.

Несмотря на успех у публики, Куинджи понимал, что его художественная манера нуждается в трансформации и постепенно отошёл от социальных идей передвижников. Первые полотна, имеющие подлинный успех у критиков, были написаны им на острове Валаам — популярном в то время месте паломничества многих художников. Именно там была написана картина «На острове Валаам», позже выставлявшаяся в Вене и ставшая первым полотном художника, которое приобрел Павел Третьяков. Куинджи перестает посещать Академию художеств, позже он окончательно уходит из товарищества передвижников.

Самостоятельная карьера и успех

Рис. 3. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Рис. 3. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Архип Куинджи начинает поиск собственного стиля, который мог с первого взгляда отличать его кисть от прочих. Он экспериментирует с изобразительными средствами, стараясь придать своим пейзажам зрелищность одновременно реалистичную и декоративную. Такую, какой природу может увидеть лишь истинный художник. Своей цели амбициозный художник вскоре успешно добивается. Его картина «Украинская ночь» вызывает неподдельное восхищение публики и приковывает к себе внимание критиков. Его отмечают как одного из самобытных художников и в определенной степени новатора.

В 1878 году ряд картин Куинджи экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Строгие французские критики восхваляли его свежий талант.

Критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти опубликовал следующее мнение: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него ещё больше, чем у других.»

Новаторские изобразительные приемы ещё не раз делали из полотен художника фурор. В 1880 году он представил публике новую картину «Лунная ночь на Днепре». Он мастерски организовал презентацию одного единственного полотна в собственной мастерской, где усилил эффект от картины несколькими приемами: окна в помещении были задрапированы, а само полотно демонстрировалось на фоне темного фона, освещенное лучом электрического света.

Эффект превзошел все ожидания. Люди входили в зал и столбенели от почти колдовского эффекта картины, переносящего зрителя в воздушное пространство лунной ночи. Для того чтобы увидеть шедевр Куинджи, выстраивались очереди. Многие не верили, что картина написана обычными красками и искали подвох: дополнительные источники света и другие фокусы — настолько реальным и осязаемым казался свет лунных бликов на поверхности реки. Именно эту картину мастера приобрел в свою коллекцию Великий князь Константин Романов, большой поклонник творчества художника.

Добившись всеобщего признания, Архип Иванович захотел уединения для спокойной работы. Он вскоре перестал демонстрировать новые полотна и прекратил свою светскую жизнь.  В период с 1882 по 1901 Куинджи создал в общей сложности около 500 эскизов, живописных полотен, к тому же ещё порядка 300 графических работ. Он руководил пейзажной мастерской при академии художеств, имел круг собственных учеников — продолжателей его особенной пейзажной манеры. В летние месяцы они вместе выезжали в собственное имение художника в Крыму, где много практиковались.

В ноябре 1901 года Куинджи наконец решился на публичную выставку, где продемонстрировал некоторые полотна, созданные в годы затворничества. Эта выставка стала последней прижизненной демонстрацией картин Куинджи. В 1908 году незадолго до смерти пейзажист со своим соратником Константином Крыжицким основал Общество поддержки художников. После кончины в июле 1910 года весь капитал Куинджи был передан в распоряжение этого общества

Личная жизнь

Рис. 4. Портреты Архипа Куинджи и его жены Веры
Рис. 4. Портреты Архипа Куинджи и его жены Веры

Архип Куинджи был женат на Вере Леонтьевне Кетчерджи-Шаповаловой. Эта особа, дочь богатого Мариупольского купца, покорила его сердце ещё в юности. Свадьба состоялась уже после того, как Куинджи стал признанным художником и начал собственную карьеру — в 1975 году. У супругов не было детей. После кончины художника его вдова получала ежегодную пенсию.

У Куинджи было порядка 20 учеников, многие из которых прославили свои имена и продолжили творческий путь учителя. В их числе такие известные мастера, как Николай Рерих, Константин Богаевский, Аркадий Рылов и многие другие.

Николай Константинович Рерих почитал Куинджи не только учителем художеств, но и учителем жизни. Он оставил о знаменитом пейзажисте такие воспоминания:

«Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. … Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…»

Архип Куинджи. Передвижники:

АРХИП КУИНДЖИ. Передвижники

16 апреля 2019
Добавить комментарий