Краткая биография Лии Ахеджаковой и ее история успеха

История успеха Лии Ахеджаковой: актрисы театра и кино

Народная артистка России, обладательница кинематографической премии «Ника». Яркие роли в фильмах: «Служебный роман», «Небеса обетованные». Награждена орденом Почета.

Лия Ахеджакова
  • ФИО: Ахеджакова Лия Меджидовна.
  • Дата рождения: 9.07.1938 года.
  • Род занятий: актриса театра и кино.
  • Текущая должность: актриса театра «Современник».
  • Достижения: Народная артистка РФ, дважды обладательница национальной кинематографической премии «Ника».

Актриса, запомнившаяся зрителям харизмой, неприкрытой, даже беззащитной правдой и искренностью. Она превратила роли второго плана в ключевые, своих персонажей вывела из массовки в первые ряды. Биография Лии Ахеджаковой — это история преодолений и упорства. На экране, сцене или в жизни она привыкла быть неизменно правдивой, не бояться высказывать свое мнение.

Частные отношения актрисы всегда были изобильны и полны страстей, как её карьера. Личная жизнь Лии Ахеджаковой претерпела много перемен прежде, чем актриса нашла своё женское счастье. В её актерской карьере тоже не сразу все сложилось успешно. Лишь упорный труд и самобытный талант, в конце концов, сделали её легендой советского кино, обладательницей всевозможных званий и премий.

Ключевые достижения

Заслуженная артистка РСФСР и Народная артистка России, обладательница театральных, и кинематографических премий и даже ордена Почета за заслуги в области культуры и искусства.

Палитра образов и перевоплощений Ахеджаковой поражает: одинаково неподражаемо она вжилась в роль вертихвостки-секретарши Верочки или нищей оборванки Фимы. К слову, и та и другая упомянутые роли были отмечены почетными премиями. В 2008 и 2013 годах за яркое и неподражаемое исполнение ролей на сцене Ахеджакова была удостоена награды «Звезда театрала».

В кино талант актрисы тоже не остался незамеченным. Несмотря на то, что мы знаем Ахеджакову преимущественно по комедийным ролям, её способность передавать настроение драматических персонажей заслуживает гораздо большего внимания. Первая же её роль в драматической ленте «Ищу человека» была отмечена европейскими критиками.

Позже она неоднократно номинировалась на награды в разные года, а в 1992 году выиграла в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Премией «Ника» была отмечена роль Фимы в картине «Небеса обетованные». Позже в 2006 году вновь лучший второй план и снова «Ника» за роль в фильме «Изображая жертву». В 2014-м актриса в третий раз получает эту престижную российскую премию, но уже в номинации «Честь и достоинство».

Краткая биография

Рис. 1. Ахеджакова в юношеской самодеятельности
Рис. 1. Ахеджакова в юношеской самодеятельности

Актриса родом с Украины. Она родилась в Днепропетровске 9 июля 1938 года. Однако о месте своего рождения маленькая Лия почти ничего не могла помнить, вскоре началась Великая Отечественная война. Мама с дочкой, а о настоящем отце девочки ничего не известно, были эвакуированы в небольшой городок Красноярского края Минусинск. Именно там, в эвакуации молодая женщина познакомилась с Меджидом Ахеджаковым, а позже вышла за него замуж.

Отчим стал для четырехлетней девочки больше, чем отцом. Он любил и воспитывал её как собственную дочь и стал самым близким для неё человеком на всю оставшуюся жизнь. К слову, родом Меджид Салехович был из горного аула в Адыгее и, подтвердив репутацию горцев, прожил в трудах и творчестве долгую насыщенную жизнь — 98 лет.

По окончанию войны семья направилась именно в Адыгейскую республику, город Майкоп. Будучи театральным режиссером, Меджид Ахеджаков возглавил Адыгейский драматический театр, а свою талантливую супругу приглашал на главные роли всех постановок.

По воспоминаниям Лии Меджидовны, расти в театральной семье в послевоенные годы было одновременно упоительно и тяжело. Родители день и ночь пропадали в театре и вели полуголодное существование. Работали на энтузиазме и идее — платили актерам, да и режиссерам гроши. Но в то же время все сотрудники театра осознавали, какая на них лежит задача: поднять народный дух, отвлечь публику от голода, неустроенности послевоенной жизни и перенести хоть на несколько часов в благополучный сказочный мир театра. Должно быть, именно тогда будущая актриса сделала для себя выбор в пользу дальнейшей профессии, прекрасно осознавая всю тернистость этого пути.

Из-за неустанного изнурительного труда и плохих условий жизни вскоре мать и отчим заболели туберкулезом. Отчим был человек сильный и здоровый и, в конце концов, наверняка победил бы болезнь. Но вот мать гасла с каждым днем, не переставая при этом трудиться на сцене. Часто девочка с ужасом наблюдала как в перерывах между выходами мама кашляет кровью за кулисами.

Лия так боялась потерять маму, что, услышав в школе о достижениях советской медицины, решила обратиться с просьбой лично к Иосифу Сталину. Она написала ему письмо с просьбой прислать новое лекарство от туберкулеза для своих родителей режиссера и ведущей актрисы Адыгейского театра. И то ли статус больных подействовал, то ли сам факт отчаянной просьбы ребенка, но вскоре лекарство действительно было им доставлено. Так Лия Ахеджакова впервые поняла, что её голос может быть услышан кем угодно, главное — обращаться к людям с безоговорочной искренностью.

Обучение

Рис. 2. Первые роли Ахеджаковой
Рис. 2. Первые роли Ахеджаковой

По окончании средней школы с золотой медалью для Лии были открыты многие пути. Однако свой выбор будущая актриса сделала давно. Она заявила родителям, что станет актрисой. Но в ответ, как ни парадоксально, получила категорический отказ. Оба настаивали, чтобы девушка выбрала более надежную профессию.

После недолгих споров сошлись на факультете журналистики Московского Государственного Университета. Но вступительные экзамены Лия с треском провалила. Чтобы не разочаровывать родителей позорным возвращением, подала документы в другое заведение — Московский институт цветных металлов и золота.

Хватило её лишь на полтора года обучения работы с металлами. Мысли о театре не отпускали. Студентка вместо лекций бегала по репетициям художественной самодеятельности и театральным кружкам.

На втором курсе вопрос дальнейшего обучения встал всерьез. И Ахеджакова поехала домой для серьезного разговора с родными. Отчим отговаривал как мог, даже пустил в ход последний веский аргумент, мол, с такими внешними данными на карьеру даже не рассчитывай. Когда даже эта резкость не возымела эффекта, уступил. Но пригрозил: будет трудно — не пищи.

Без единого писка падчерица сходу поступила в адыгейскую студию ГИТИСа и успешно её окончила в 1962 году. Не жаловалась она и в последующие 16 лет, когда в Московском ТЮЗе приходилось играть либо поросят и осликов, либо переодетых мальчиков. И вообще судьбоносный разговор с отчимом во многом определил дальнейшие жизненные правила Лии Ахеджаковой, ой как пригодившиеся ей на протяжении дальнейших лет не только в карьере, но и в личной жизни. Как бы ни было трудно: не ныть, а брать волю в кулак и продолжать действовать.

Театр

Рис. 3. В начале карьеры
Рис. 3. В начале карьеры

Несмотря не небольшой выбор ролей, Ахеджакова с удовольствием работала в Театре юного зрителя. Но как только ей предоставилась возможность сменить амплуа, она ею воспользовалась.

В 1977 году Лия Меджидовна становится актрисой театра «Современник». Здесь талант бывшей травести раскрылся в полной мере. Ей начали давать главные роли. А когда режиссер Роман Виктюк в своей новой постановке «Квартира Коломбины» отдал Ахеджаковой сразу четыре главных роли, это казалось ей триумфом и пиком карьеры. Не помня себя от счастья, что её наконец рассмотрели и оценили, Лия Ахеджакова бралась за исполнение всех предложенных ролей.

О пройденном ею пути актриса говорит так: «Если бы была возможность вернуться в прошлое, когда я была начинающей актрисой, и дать себе совет… Я бы сказала: никому не давать советов, и самой ничьих советов не слушать».

Её партнерами по сцене были и остаются такие актеры, как Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Людмила Иванова и многие другие. На сцене «Современника» актрису можно увидеть и сегодня, она продолжает самозабвенно работать, не мысля свою жизнь без театра. В 2008 и 2013 годах за яркое и неподражаемое исполнение ролей на сцене Ахеджакова была удостоена награды «Звезда театрала».

Помимо «Современника», актриса выходила на сцену других театров, а также озвучивала аудиоспектакли. Одной из самых триумфальных ролей в этой связи была озвучка кукольной постановки Резо Габриадзе «Песня о Волге», посвящённой Сталинградской битве в Великую Отечественную войну. Эта эпопея-реквием была впервые показана в 1996 году и сразу стала номинантом нескольких престижных премий.

Кино

Рис. 4. Ахеджакова в знаменитой ленте «Служебный роман»
Рис. 4. Ахеджакова в знаменитой ленте «Служебный роман»

Вслед за театральным успехом Ахеджаковой стали предлагать роли в кино. Как водится, поначалу исключительно эпизодические роли второго плана. Первым её по-настоящему рассмотрел Эльдар Рязанов. Он мастерски использовал талант актрисы в не ключевых, но знаковых ролях, что делало её персонажей запоминающимися, а картине придавало особую пикантность. Зачастую, именно реплики героинь Ахеджаковой сегодня ассоциируются у нас с золотыми комедиями Рязанова.

Актрисе одинаково блестяще удавались как комедийные роли, так и драматические. Даже её кинодебют в 1973 в картине «Ищу человека» был отмечен европейскими престижными премиями. Из драматических картин особенно запомнилась зрителями роль Ахеджаковой в социальной драме «Небеса обетованные», удостоенной премии «Ника» за роль второго плана.

Лия Ахеджакова продолжает сниматься в кино, но к выбору картин относится весьма скрупулёзно. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что уже немолода и старается выбирать роли, соответствующие своему мироощущению. Так, она наотрез отказалась от съемок продолжения «Иронии судьбы» Тимура Бекмамбетова, не одобрив саму эту идею.

Безусловно, актриса, очень тесно сотрудничавшая с Эльдаром Рязановым, склонна критично оценивать современный кинематограф комедийного жанра. Ахеджакову продолжают звать на комедийные роли, но её позиция на этот счет остается непреклонной:

Я стараюсь играть только то, что меня цепляет, в чем есть смысл, и поэтому мало снимаюсь в кино. А было, что так уговаривают! Вот звали, например, в фильм „Любовь-морковь“, — тут я сразу все поняла, с первой секунды.

Личная жизнь

Рис. 5. На сцене с партнером по спектаклю «Персидская сирень»
Рис. 5. На сцене с партнером по спектаклю «Персидская сирень»

Лия Ахеджакова была замужем трижды. Её избранниками неизменно становились представители творческих профессий. Первым мужем актрисы был коллега по Московскому ТЮЗу Валерий Носик. Брак распался по ряду причин: молодой актер был не воздержан с алкоголем и заводил любовные интриги прямо на их общей работе.

Вторым супругом стал художник Борис Кочейшвили, не оценивший готовность жены сделать для него всё. Лия Меджидовна взяла на себя карьеру своего мужа-творца, добилась его признания, организовала выставки в международных галереях. Однако лидерство супруги стало для него непосильной ношей. Эти отношения настолько опустошили актрису, что она зареклась больше выходить замуж и более 10 лет прожила в одиночестве.

Сейчас Лия Ахеджакова замужем в третий и последний раз, так как нынешний муж, наконец, смог подарить актрисе всю полноту женского счастья. Владимир Персиянинов — фотохудожник. Их брак был зарегистрирован в 2001 году.

17 мая 2019
Добавить комментарий